«Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий».

829 августа, в день памяти перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, епископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил божественную литургию в храме Христа Спасителя г. Южноукраинск.

Его Преосвященству сослужили:  секретарь Вознесенской епархии, благочинный Южноукраинского округа, настоятель храма прот. Михаил Киряк, духовенство Южноукраинского округа.

За Богослужением Архипастырь возносил молитвы о мире в Украине.

По окончании Литургии Владыка обратился к присутствующим со словами проповеди:

 

 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с праздником Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, или, как в народе его еще называют «третий Спас».

Все православные знают историю происхождения данного Образа:

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова “Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится”, Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. “на керамии”, отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря – 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией – 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии – 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, “Спасом на холсте”. Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает нам о том, как Христа искушали фарисеи – нужно ли давать дань римскому языческому императору или не надо?

Господь дал нам закон, как мы должны служить и проводить свою жизнь перед Богом: «Что искушаете Менялицемеры?» (Мф. 22:18).

Как Римская власть воевала против Церкви, также было и во все времена.

Возьмем, к примеру, времена Наполеона. В Чудовом монастыре Наполеоновский генерал устроил себе опочивальню. Вот такая была продвинутая Европа.

Так было при фашистской Германии, так было при Советском Союзе,  так, к сожалению, и сейчас. Но почему? Потому что каждый узурпатор, каждая власть не просто хочет иметь власть над государством, она желает иметь власть над каждым человеком. И тут Православная Церковь становится поперек и она не уходит в сторону. И потому начинается война против Бога и Церкви за обладание людскими душами.

Сейчас мы наблюдаем то же самое. Нас поливают грязью, раскольники разрывают Тело Христово (я имею ввиду раскольников «Киевского Патриархата», «Украинскую Автокефальную Православную Церковь» (самосвяты), «Украинскую греко-католическую  Церковь». Эти люди отошли от Христа; они не пошли по стопам вмц Варвары, мцц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и множества других  мучеников, оставивших нам пример стойкости в Православной вере.

Однако, из-за отколовшихся от Православия, к сожалению, утрачивается и святыня; Господь отнимает ее, потому как люди недостойны такой великой благодати.  Подобным образом был утрачен Нерукотворный Образ Спасителя. Мы с вами, православные христиане, помним это и торжествуем этот праздник, потому что Господь для нас обращает слова любви: «Не бойся малое стадо».

Да, много людей живет в нашем государстве и даже большинство жителей – крещенные, однако, только единицы стараются прийти ко Христу, только единицы стараются встретиться с Ним, только единицы слушают Его как Учителя и Отца и следуют за Ним. Представьте маленького ребенка, который, гуляя в парке, решил пробежаться в людской толпе. Что с ним случиться?- он потеряется. Также происходит с людьми, которые отступают от Бога. Это проблема существовала всегда и всегда властьимущие, которые покланяются Ваалу, изобилию, маммоне, которые покланяются Молоху, уничтожая своих детей.

Русь называют святой, но на самом деле, большинство людей – это язычники или полуязычники. И нам приходится жить в этом мире, исполнять законы государства и пока еще не противоречат Законам Христа. Но сатана избрал другой путь погибели для людей – это блуд и растление. Этим самым мы также отступаем от Христа.

И тут Господь одной короткой фразой сказал, как должны жить последующие поколения: «Кесарю кесарево, а Божие Богу» – то есть если на изображении кесарь – то дайте ему то, что принадлежит, а заповеди Божии нужно исполнять.

Господь показал нам, что, например, если я буду соблюдать пост, то этот подвиг меня спасет. Нужно соблюдать все заповеди Божии, однако и законы государства тоже нужно соблюдать, потому что нельзя угождать Богу, а в остальном отказываться. Господь четко показал, что нужно служить Богу всем и во всем, в государственных законах тоже.

К сожалению, это не могут осмыслить наши политики и властьимущие. Потому что если бы они это понимали, то все мы бы жили по другому. Но Бог не оставляет нас, Он всегда воздвигает среди людей человека, говорящего правду, Истину, освящая память о Боге и мы берем с таких людей пример для следования в Царствие Небесное.

Будем же стараться служить Богу всем и во всем, стараться быть исполнителями заповедей Христовых, просвещаясь Духом Святым, исполняясь любовью к Богу и любовью к ближнему. Аминь».

После проповеди настоятель храма сердечно поблагодарил Преосвященнейшего Владыку за архипастырский визит и за чуткие и сердечные слова поучения.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели